Бесплатная доставка по России на все заказы от 5000 руб.*

Отказное поведение или почему ребенок не сидит в переноске?

Что делать, если ребенок «не сидит» в эргономичной (правильной и удобной для малыша) переноске?
Согласно исследованию, проведенному Лигой слингоконсультантов, с протестным поведением сталкивались 96% родителей, осваивающих слинг. При этом распространенный тезис «чем раньше начать носить, тем меньше вероятность отказа» не совсем соответствует действительности: примерно треть случаев приходится на ситуации, когда протест возникал уже в процессе состоявшегося ношения.
 
Заранее бояться отказа и считать его препятствием для использования переноски оснований нет: лишь 2% опрошенных родителей признались, что так и не смогли помочь малышу адаптироваться к переноске и в итоге выбрали другие варианты ношения. В 98% случаев опыт оказался удачным.
 
Понимание причин возникновения отказного поведения и применение несложных техник адаптации поможет родителям достичь успеха с наименьшими временными и психологическими затратами.
 
Обязательно ли звать консультанта?
Нет, не обязательно. Ряд родителей успешно осваивает слингоношение самостоятельно. Однако если родитель испытывает дефицит информации, неуверенность в собственных силах и компетенции, привлечение специалиста может стать хорошим вариантом. При этом следует учесть, что консультант может помочь определить причины протеста и подобрать технику адаптации, однако работать с ней родителям придется самостоятельно.
 
1. Причины протеста.
1.1. Взгляд со стороны ребенка. Почему он не хочет?
Все причины отказного поведения можно условно разделить на две группы: «слинговые» и «неслинговые».
 
Слинговые причины: связаны непосредственно с использованием переноски – создают малышу физический дискомфорт.
  • Неудобная одежда для слингоношения (слишком жарко, сдавливает, тянет).  Выбор слингогардероба не исчерпывается необходимостью надевать штанишки, а не ползунки. При формировании М-позиции ткань может сдавливать не только ступни, но и врезаться в подколенки, промежность.  Свобода движения в этих трех точках – вот цель мамы, которая хотела бы обеспечить своему «пассажиру» комфорт в переноске.
  • Неверный выбор переноски (не подходит по модели, размеру, материалу).
  • Огрехи регулировки.
Неслинговые причины: те, которые имеют косвенное отношение к переноске и по большей части связанны с психикой малыша. Переноска в этом случае выполняет роль «лакмусовой бумажки», которая делает проблему заметной, но сама по себе не отторгается. Переноска перестает вызывать у ребенка негативную реакцию, как только устраняется основная причина плача.
  • Недостаточная частота и продолжительность пребывания на руках без переноски. Если ребенка берут на ручки только для того, чтобы успокоить, когда он плачет, нередко в мозгу малыша возникает обратная взаимосвязь, благодаря которой «я заплакал – меня взяли на ручки» трансформируется в «меня взяли на ручки – я заплакал». Новорожденный не способен устанавливать причинно-следственные связи, и события, происходящие одномоментно, могут тасоваться вот таким странным на взгляд взрослого человека образом.
  • Непривычность положения. Маленький ребенок консервативен по своей природе, все новое и непривычное он априори воспринимает как враждебное и старается вернуть себе чувство безопасности, оказавшись в знакомой ситуации. Если малыша до использования переноски ни разу не носили в характерном «слинговом» положении (М-позиция), сама поза, которую ему приходится принимать в переноске, может оказаться раздражающей.
  • Неудовлетворенные потребности. Довольно часто случается, что ребенок плачет в переноске из-за физиологических потребностей: он проголодался, хочет облегчиться или сменить позу… помогите малышу, и проблема мгновенно разрешится. При освоении переноски уделите внимание не только процессу регулировки, но и быстрому доставанию из переноски и подстройке регулировки под нужды ребенка.
1.2. Взгляд со стороны взрослого.  Почему он не может?
Было бы ошибкой утверждать, что корень отказного поведения кроется лишь в ребенке. Слингоношение – новый навык, который предстоит освоить синхронно двум людям, и проблемы второго члена пары могут иметь решающее значение.
 
Причины отказа со стороны родителя:
  • Слабое владение техникой эксплуатации.
  • Неуверенное ношение ребенка на руках даже без переноски.
  • Психологические проблемы.
Первые две причины вряд ли требуют развернутого комментария: понятно, что, если человек пытается одновременно контролировать два процесса (держать малыша и регулировать переноску), выполнять новую для себя задачу, находясь при этом в состоянии стресса (мама боится уронить малыша, боится ему навредить), всё это вряд ли способствует успеху. В свою очередь ребенку передается тревога родителя, что вызывает беспокойство и, как следствие, плач. В то же время, это всё наиболее легко решаемые проблемы.
 
2. Психология отказа.
2.1. Может ли отказ говорить о серьезных проблемах?
В то же время третья группа причин, которые мы условно обозначили как психологические, могут стать серьезным препятствием и потребовать вмешательства специалистов другого профиля: психологов и медиков.
 
Дело в том, что протестное поведение ребенка может быть индикатором психологических проблем в паре мама-малыш. Скрытое, или даже явное нежелание брать ребенка на руки, неприятие мамой своей новой роли, послеродовая депрессия – все эмоции, даже если женщина пытается контролировать себя, малыш ощущает на интуитивном уровне. Его не хотят носить – он в ответ не хочет, чтоб его носили. Тем не менее, с такими случаями можно успешно работать. Наиболее эффективным может быть трехстороннее сотрудничество, с привлечением и психолога (врача), и консультанта.
 
2.2. Существуют ли «неслинговые дети»?
Да, существуют. Чаще всего это дети, которые в силу проблем со здоровьем подключены к сложной медицинской технике, не позволяющей разместить малыша в переноске и вообще взять его на руки. Кроме того, встречается обостренная чувствительность кожи, когда дети отвергают любую ткань на своем теле, и другие экстренные ситуации. В этом случае необходимо тщательно взвесить, насколько принципиальным является использование переноски – не исключено, что адаптация потребует огромного родительского терпения и затрат времени, и, возможно, есть смысл выбрать другой способ общения с малышом? Если же родители твердо решили, что переноска нужна, не стоит стремиться к активному слингоношению. Успехом следует считать даже кратковременное, эпизодическое применение переноски.
 
Отдельный вопрос – медицинские ограничения для слингоношения со стороны ребенка.  Малыш может испытывать дискомфорт из-за плохого самочувствия во время болезни. В этом случае маме нужно быть внимательной: если это «колики» или «зубки», переноска может облегчить состояние ребенка, успокоить, согреть, помочь расслабиться. Однако возможна и обратная ситуация, когда ребенку в конкретный момент времени необходима поза, не сочетающаяся ни с какой переноской (самый распространенный пример – ношение вниз животом на руке при вспучиваниях живота).
 
Если ребенок имеет те или иные особенности здоровья, требующие лечения, обсудите технику слингоношения с лечащим врачом.
 
2.3. Слинг для ребенка или ребенок для слинга?
Первое, о чем нужно помнить – переноска не только средство транспортировки, но и способ установить и укрепить психическую связь между мамой и ребенком. Главное – это цель, к которой мы стремимся – физический и психологический комфорт участников этого процесса. Поэтому адаптация должна идти как можно более мягко и плавно, постепенно и ненасильственно.
Кроме того, нужно учесть, что для успешного развития малышу достаточно просто находиться у мамы на руках, без всяких переносок. Переноска необходима в первую очередь маме, так как облегчает ее жизнь, делает уход за малышом более комфортным и менее энергозатратным.
 
3. Адаптация к слингу.
Прежде чем выбрать технику работы с отказным поведением, необходимо понять, что именно его вызывает.
 
3.1. Как определить причину отказа?
  • Проанализировать свое поведение и мысли во время плача малыша – как и что я делаю, и какую реакцию получаю?
  • Перебор потребностей: как только ребенок заплакал на руках, поочередно быстро предложить ему грудь, туалет, попробовать укачать и т.д.
  • Оценить свою уверенность при ношении ребенка без переноски.
  • Проанализировать способы обычного ношения ребенка и их соответствие положению в переноске.
  • Выявить возможные огрехи регулировки и одежды, оценить качество и уместность конкретной переноски, внимательно изучив статьи на тему, проконсультировавшись со специалистом и пр.
3.2. Как помочь малышу адаптироваться к слингу?
Солидная часть проблем с протестным поведением уходит, как только мама опознала и устранила причину: условно говоря, достаточно снять неудобные штаны или дать грудь, чтоб отказ отошел в область истории. Однако в остальных случаях работа с отказом потребует времени и дополнительных усилий.
 
3.3. Работа с причинами отказа
  • Замена одежды или выбор другой переноски.
  • Совершенствование техники регулировки.
  • Тренировки без ребенка, с куклой или муляжом.
  • Применение техники постепенной адаптации – незавершенная регулировка.
  • Тайм-аут на две недели.
  • Освоение переноски в движении.
  • Ношение ребенка без переноски на руках в слинговом положении «М-позиция».
  • Развитие собственных навыков ношения ребенка и движения с ним.
  • Освоение переноски только в спокойном настроении, что важно для мамы и малыша.
  • Удовлетворение потребностей – кормление грудью не только ради насыщения, но и ради психологического комфорта.
3.4. Что такое Техника постепенной адаптации?
Суть метода заключается в том, что родитель не стремится закончить регулировку, а останавливается на середине, и какое-то время носит ребенка так, придерживая его руками и общаясь с малышом. Через несколько минут регулировку продолжают, и так до тех пор, пока это не вызывает протеста. Если малыш начинает плакать, регулировку приостанавливают. Как правило, в течение нескольких дней удается приучить ребенка к пребыванию в переноске и характерной позе слингоношения «М-позиция».
 
3.5. Зачем брать тайм-аут?
Если мама пришла к выводу, что отказное поведение вызвано неправильными действиями с ее стороны или у ребенка уже закрепился стойкий протест (ребенок может начинать плакать при одном виде переноски), стоит сделать перерыв на две недели, а затем начинать адаптацию с нуля, корректируя свои действия с учетом новых знаний. Этого времени должно хватить для того, чтобы малыш полностью забыл полученный негативный опыт. То же самое можно рекомендовать, если протест вызывает, например, ношение «лицом к родителю», как в случае с закрепившейся привычкой к ношению «лицом к миру». Время перерыва можно потратить с пользой, совершенствуясь в это время в регулировке переноски без ребенка и доводя этот навык до автоматизма.
 
3.6. Зачем нужно движение?
Практика показывает, что достаточно большое количество детей очень позитивно воспринимают движение в переноске и, напротив, начинаются беспокоиться и ворчать, как только мама присела. Знание этой особенности может стать подспорьем в период адаптации: многие малыши привыкают к переноске быстрее и проще, если мама начинает ходить, раскачиваться на фитболе или просто выполнять обыденную домашнюю работу (мыть посуду, развешивать белье). Сюда же можно отнести рекомендацию «сменить дом на улицу» – многие дети после 1,5-2 месяцев не готовы проводить много времени дома в слинге, но с удовольствием и подолгу ездят на маме на свежем воздухе.
 
4. Внезапные отказы
Все вышесказанное в большей мере относилось к периоду адаптации при первоначальном использовании переноски. В тоже время нередко встречаются ситуации, когда малыш, ранее успешно освоивший какой-либо из видов детских переносок, внезапно начинает демонстрировать резкий протест. Причиной такого отказа чаще всего служат скачки развития – то есть дело опять же в неудовлетворенных потребностях. Точнее, потребности ребенка изменились, а мама продолжает предлагать ему уже не подходящие способы ношения, из которых ребенок вырос какое-то время назад.
 
4.1. В каком возрасте вероятны «внезапные отказы»?
  • В 3-5 месяцев.
  • Около 1 года.
4.2. Как работать с таким отказом?
Менять или корректировать способ ношения. Например, позволять малышу освободить ручки, пересаживать его с материнской груди на бедро или за спину, таким образом увеличивая обзор.
 
5. Сроки и цели
5.1. Как долго будет продолжаться адаптация к слингу?
На формирование устойчивого навыка может потребовать от двух недель до месяца.
 
5.2. Нужно ли стремиться носить во что бы то ни стало?
Не нужно – любое кратковременное, непродолжительное ношение, если оно на радость и маме, и малышу, принесет больше пользы, нежели насильственное преодоление трудностей из принципа. Помните, главная цель слингоношения – укрепление духовной связи мамы и ребенка, их обоюдная радость и удовольствие.
 
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ СИДИТ В ЭРГОНОМИЧНОМ РЮКЗАКЕ?
1. Прежде всего нужно понять, что ребенок никогда не капризничает просто так. Всегда есть для этого причина – холодно, жарко, больно, неудобно… именно последнюю и стоит исключить в данном случае. Сделайте так, чтобы малышу было удобно в эргономичном рюкзаке. Ребенок не должен быть обездвижен, он должен иметь возможность спокойно поворачивать голову в разные стороны, а не сидеть, плотно уткнувшись лицом в мамину грудь, шевелить руками и ногами, и это не должно приносить ему каких-либо неудобств. Может быть, Вы слишком сильно натянули стропы? Или под коленку ребенка врезается лямка? Проверьте.
 
2. Ребенку должно быть удобно не только в самом эргономичном рюкзаке, но и в той одежде, в которой он сидит в эрго-рюкзаке. Нужно помнить о том, что в М-позиции, или, так называемой «позе лягушки», попка малыша всегда находится ниже колен, потому штанишки могут задираться. Потому многие производители слинг-рюкзаков советуют надевать на ребенка одежду размером чуть больше (штанишки, колготки), чтобы избежать определенных неудобств.
 
3. Находясь в эрго-рюкзаке, малыш получает дополнительное тепло от тела носящего, и это следует учитывать, как при одевании ребенка, так и при его посадке в эргономичный рюкзак. Не стоит сильно перекутывать малыша – ему будет жарко, и он начнет капризничать.
 
4. В движении легче – приучайте малыша к эрго-рюкзаку в движении, так будет проще и легче освоить новинку. Наденьте эрго-рюкзак, расположите в нем ребенка и отправляйтесь на прогулку. Рекомендуется начинать знакомство малыша с эрго-рюкзаком с прогулки на свежем воздухе – малыш будет с интересом изучать окружающий мир и постепенно привыкать к новому для него положению «рядом с мамой».
 
5. Отвлеките малыша – известно, что если детская истерика началась, то прекратить ее достаточно сложно. Лучше и намного эффективнее предупредить её появление. При первых признаках капризов начните разговаривать с малышом, возьмите его за ручку, играя (кстати, постоянный массаж пальчиков и ручек малыша очень полезен для развития речи), поймайте за ножку, спойте песенку, попробуйте его покачать, дайте в ручку листочек с дерева. Мамин спокойный голос успокаивает ребенка.
 
6. Приучайте ребенка к эрго-рюкзаку постепенно – все дети разные, кого-то достаточно просто посадить в эргономичный рюкзак, и ребенок сразу уснет, а другой будет при первом разе долго ерзать и привыкнет только через несколько дней. В любом случае, приучайте ребенка к эрго-рюкзаку постепенно – не стоит сразу давать нагрузку в несколько часов. Рекомендуется начинать использование эргономичного рюкзака от 10 до 20 минут. Если реакция малыша категорична, возьмите его на руки, походите с ним, успокойте, наденьте на себя пояс эргономичного рюкзака, накиньте спинку рюкзака на ребенка, походите еще немного. Помните один из советов, который дают слингоконсультанты при первых признаках отказа малыша от груди: мамина грудь = покой. Нельзя допускать, чтобы складывались какие-то негативные ассоциации при кормлении, поэтому и здесь малыша необходимо прежде всего успокоить. Эрго-рюкзак – это тепло маминых рук, биение ее сердца, ее глаза рядом, а, значит, один из замечательнейших способов быть ближе к малышу.
 
7. Эрго-рюкзак должен служить аналогом родительских рук – малышу должно быть комфортно и удобно, тогда он будет сидеть в нем так же, как сидит на руках у мамы, спокойно и с интересом изучая окружающий мир. Именно познание окружающего мира – вот что захватывает ребенка, поэтому учитывайте все его потребности в этом вопросе. Может быть, малышу мешает подголовник? Или лямки закрывают обзор окружающего мира? Или ребенок слишком плотно прижат к телу родителя? А, может быть, малышу хотелось бы сидеть повыше, чтобы иметь лучший обзор? Достаньте, наконец, его ручки, но только не полностью из эрго-рюкзака, а так, чтобы он мог бы ими что-нибудь держать, или держаться сам (например, за лямки). Поиграйте с ручками и ножками ребенка, и дайте ему что-нибудь подержать. Некоторые детки, например, очень любят держаться за мамину сумку, которая весит на плече, и теребить ее – понаблюдайте за реакцией малыша, она расскажет родителю больше, чем любой другой источник!
 
8. При кормлении малыша грудью попробуйте предложить ему грудь – малыш должен почувствовать, что в эрго-рюкзаке ему так же удобно и комфортно, как и просто на руках у мамы. Для этого малышу надо успокоиться, а что может успокоить лучше, чем пища и инстинкт сосания? Многие мамы знают, что малыши просят грудь порой не столько для насыщения, сколько для успокоения и адаптации к меняющимся условиям окружающего мира.
 
9. Крайне желательно начинать знакомство малыша с эрго-рюкзаком, находясь на свежем воздухе. Как вариант прогулки – быстрый ритмичный шаг. Это отвлечет малыша, превратив прогулку в своеобразную игру, и успокоит его.
 
10. Располагайте ребенка в эрго-рюкзаке правильно – так, чтобы его попка находилась ниже ножек, в так называемой «М-позиции». Однако делайте это с легкостью, без резких движений, давления, чтобы малышу было комфортно.
 
11. Выбирайте эрго-рюкзак так, чтобы в нем было удобно не только малышу, но и маме. Иначе, ничего кроме раздражения, переноска вызывать не будет, а настроение мамы, как известно, с легкостью передастся ребенку.
 
12. Не отчаивайтесь, если в первые разы ребенок будет выражать некоторое беспокойство, находясь в эрго-рюкзаке, и продолжайте знакомить ребенка с окружающим миром – все дети разные и по-разному адаптируются к условиям меняющейся окружающей действительности. Если ребенку в эрго-рюкзаке действительно удобно и ничего не вызывает дискомфорт – тогда достаточно быстро малыш привыкнет (адаптируется) к переноске.
 
13. Если малыш старше полугода – попробуйте изменить его положение в эрго-рюкзаке. Для эрго-рюкзаков существует три разрешенные позиции – лицом к маме, на бедре и на спине, а для эргорюкзаков-кенгуру имеется дополнительное положение «лицом к миру». Если малыш отказывается сидеть лицом к маме, попробуйте посадить его на сбоку бедре или лицом от себя в эрго-кенгуру, чтобы он мог любоваться всеми красками окружающего мира.
 
14. А может быть проблема заключается в самом эрго-рюкзаке или способах его использования? Известно, что подделываемый в огромных количествах фальсификат зачастую мал по размеру и его крайне трудно отрегулировать (кривой пошив, смещенный центр тяжести, хлипкая фурнитура, ткань с токсичными красителями и тд). В этом случае единственным решением является замена переноски, но если речь идет об оригинальных эрго-рюкзаках, которые не получается отрегулировать, то проблема отсутствия навыка регулировки легко решается тренировкой (закреплением полученного навыка). И хотя эрго-рюкзак является самой простой по сравнению с другими видами слингов переноской, но и его нужно уметь правильно надевать, чтобы было комфортно не только маме, но и малышу. Просто отрегулируйте его один раз «под себя», и проблема исчезнет сама собой.
 
15. Делайте небольшие перерывы спустя час-полтора ношения в эрго, и для кого-то этот отрезок времени может быть сокращен до получаса. Представьте себя на месте ребенка – без движения конечности начинают затекать, а молодому растущему организму движение необходимо как воздух!
 
16. Попробуйте приучать малыша ко сну в эрго-рюкзаке. Во-первых, это здорово облегчает жизнь мамы –снимается огромная нагрузка с рук. Во-вторых, малыш привыкает к тому, что в эрго-рюкзаке уютно и хорошо, мама рядом и к тому же в нем поспать, оказывается, можно!
 
17. Имитируйте держание на руках – расположите ребенка в эрго-рюкзаке, но только не стойте на месте, а пройдитесь с ним и в-идеале на свежем воздухе. Обнимите малыша, можно слегка приподнять, взяв ребенка под попку, но только при этом следите, чтобы спина ребенка не откидывалась назад. Пусть малыш почувствует, что мама держит его, мама вместе с ним, рядом родные мамины руки, маме можно доверять. Погуляйте так немного, пока малыш не станет спокойнее, а как только он успокоится – отпустите его. Это один из самых действенных способов, которые можно повторять столько раз, сколько потребуется для формирования привычки находится в переноске, а не только на маминых руках.
 
18. Дайте малышу устать – бесполезно качать и трясти ребенка, если он не хочет спать, потому что выспался днем ранее, поздно проснулся, и т.п. Ребенок легко уснет, как только устанет, все остальное – пустая трата времени и сил. Если ребенок не сонный – поиграйте с ним, погуляйте в том же самом эрго-рюкзаке или, что еще лучше, поиграйте с ним без эрго-рюкзака, а когда появятся первые признаки усталости – сажайте в переноску и гуляйте на свежем воздухе.
 
19. Малышу должно быть удобно – разрешите ему самому выбрать положение. Не стоит думать, что ребенок в эрго-рюкзаке должен сидеть как мумия в позиции «лицом к маме», строго по центру относительно мамы, ручки вниз... нет, кому-то нравится сидеть лицом к маме, кто-то повернет голову на бок, другие высунут ручки из переноски. Положение ребенка зависит как от привычки и настроения малыша, так и от возраста ребенка, его веса и роста соответственно. Чем малыш старше – тем он активнее, привычки и настроения меняются. Позвольте малышу расположится так, как ему удобно, после чего отправляйтесь на прогулку и, просто поверьте, ребенок уснет в этом положении быстрее, чем если пытаться зафиксировать его руки и туловище строго по центру с самого начала прогулки.
 
При соблюдении всех нехитрых рекомендаций, освоение переноски, и эрго-рюкзака в-частности, произойдет быстро и легко, а при возникновении трудностей просто проконсультируйтесь со специалистом и проблема будет решена тем или иным способом. Приятного слингоношения!